Термы древнего Рима

Недавно, общаясь с одним знакомым, я услышал от него фразу: «В наше время баня опять входит в моду». Я поспешил с ним не согласиться, возразив: «Баня из моды не выходила никогда».


Безусловно, мы оба были неправы. Я не принял во внимание эпоху Средневековья, когда во времена религиозного аскетизма баня считалась местом безнравственным, а мой оппонент забыл о банной культуре античности, в частности, о значении бани в Древнем Риме.


Действительно, в Древнем Риме имела место даже не мода, а настоящий культ бани.


Баня посещалась, как минимум, ежедневно. Один из анекдотов той поры рассказывает о том, как к римскому императору Тиберию прибыл чужестранец, который спросил, зачем он, император обязательно один раз в день утруждает себя посещением бани «Я император и у меня нет времени ходить в баню дважды в день», - ответил ему надменный Тиберий. Императоры, действительно имели много обязанностей - в отличие от многих пресыщенных жизнью патрициев, которые посещали термы утром и вечером, зачастую проводя там большую часть своего времени.


Такое поведение изнеженных римлян легко объяснимо: баня была не просто местом для очищения тела, а клубом, гимнастическим залом, лечебным заведением и много еще чем. В бане мылись, занимались физическими упражнениями, вели диспуты, договаривались о делах; в бане рисовали, сочиняли и тут же исполняли музыку и стихи, пировали и даже спали – без преувеличения, в римских термах можно было провести всю жизнь.


В конце пятого века нашей эры в Риме насчитывалось более 900 бань, которые обслуживали двухмиллионный город. Любой император, желая приобрести популярность в народе, строил публичные бесплатные бани. Богатые граждане имели свои собственные термы, обставленные с исключительной роскошью: в ход шел мрамор, дерево ценных пород, серебро и золото.


Римляне хорошо знали о пользе бани для здоровья. Римский врач, философ и литератор Асклепиад Купальщик писал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. Судя по тому, что сам Асклепиад прожил более 70 лет, его методики были верны.
Как же выглядели римские термы? Как проходил процесс отдыха в них? Мы можем говорить о том, как это было с полной уверенностью, поскольку самые известные бани в истории Древнего Рима, и, наверное, вообще самые известные бани в истории человечества, Термы Каракаллы, частично сохранились по сей день. Многочисленные же письменные источники очень живо повествуют о том, как именно римляне проводили время в банях.

Итак:
Палестра. Римляне начинали посещение бани с физических упражнений. Для этого в термах существовали особые помещения, называемые палестрами. Занятия эти были не особенно энергичными и, как правило, неагрессивными. Безусловно, некоторые, особенно воинственные римляне, занимались в палестрах борьбой, боксом и фехтованием – на это указывают расписные фрески в Каракалле, но большинство мирно предавалось играм в мяч, бегу и плаванию. Главная цель, которую преследовали посетители бани в палестре – разогреть, размять мышцы и хорошенько пропотеть.

Аподитерий. В аподитерии или попросту раздевалке римляне разоблачались. Для того, чтобы предоставить максимальный комфорт посетителям терм и обеспечить сохранность вещей, в аподитерии существовали скамейки и полочки, куда можно было сложить одежду и прочие принадлежности. Впрочем, если комфорт римские раздевалки гарантировали, то безопасность оставленных вещей – отнюдь не всегда. Состоятельные граждане обязательно оставляли в аподитерии раба или слугу, который охранял одежду. В противном случае гордый римлянин имел все шансы отправиться домой полностью обнаженным: воровство одежды в аподитериях было делом обычным.
Если же одежда все-таки была украдена, чистому, но голому римлянину ничего не оставалось, кроме как прибегнуть к помощи богов. Для этого посетителю бани, утратившему свое облачение, следовало записать на табличке проклятие, адресованное вору, и отнести эту табличку в один из храмов. Несколько таких табличек было найдено при раскопках римского города Бата. Одна из них была адресована Миневре и гласила: «Не давай сна и здоровья тому, кто причинил мне ущерб, будь то муж или жена, раб или римлянин, до тех пор, пока он не обнаружит себя и не принесет украденное в твой храм».

Тепидарий. Тепидарий – в буквальном переводе, «теплое помещение», был местом купания и омовения. Здесь посетители бань сами или при помощи рабов втирали в кожу масло (мыла римляне не знали), а затем счищали его специальными металлическими скребками. Кроме того, здесь же делался массаж, и оказывались услуги по удалению волос с тела – несмотря на болезненность, эта процедура была популярна в Риме поскольку существовала мода на гладкую, без единого волоска, кожу. После гигиенических процедур отмытые и расслабленные римляне купались в бассейнах с теплой водой, а затем шли в парную.

Кальдарий, лаконик и гипокауст. Самое горячее отделение римских терм называлось кальдарий. Кальдарий представлял собой обширное помещение с высоким потолком, оснащенное неглубокими бассейнами с горячей водой. Вода нагревалась за счет гипокауста – печи, которая находилась под кальдарием и служила источником тепла для терм. Гипокауст нагревал пол кальдария довольно сильно – чтобы не обжечь ноги, римляне в парной надевали деревянные сандалии. Для любителей сухого жара существовало помещение, в котором бассейнов не было – лаконик.

Фригидарий. После парной римляне посещали фригидарий – помещение, в котором находились бассейны с прохладной водой. Здесь разгоряченные посетители бани купались, обсушивались и наслаждались «культурной программой» - в термах к их услугам были поэты, музыканты, актеры и танцовщицы. Кроме того, во фригидарии можно было перекусить, выпить вина и даже поспать. Затем, совершенно утомленный и не всегда трезвый, римлянин возвращался в аподитерий, где одевался и уходил домой – набираться сил для нового посещения терм.