Обычаи старинной русской бани.

В бане нельзя пить той воды, которая предназначена для мытья. Считалось, что баннику нужно оказывать всяческое почтение, проявлять смирение, покорность, учтивость. При входе в баню у банника спрашивают позволения попариться, а по выходе из бани ласково благодарят его за баню. Раньше, да и сейчас, особенно в деревнях, банная пора начинается довольно рано, примерно в 5-7 часов вечера, чтобы банные процедуры заканчивались до того времени, которое принадлежит баннику. Ему последний посетитель оставляет теплую воду, пар и кусочек мыла.

Расположения банника добиваются и преподнесением ему угощения. Самым лучшим угощением считалось преподнесение ему кусочка ржаного хлеба, обильно посыпанного солью, а еще лучше черной корицей. Принесший угощение должен выйти из бани задом наперед, беспрестанно отвешивая при этом низкие поклоны баннику. Следует отметить, что не всегда, не все и не везде посетители бани относились к баннику с почтением и с боязнью. Многие крестьяне хотели оградить себя от проделок банника разного рода противодействием, в частности, пытались оградить себя от беды в бане с помощью крестного знамени или молитвы. Многие до сих пор банника боятся. Рассвирепевший банник может убить камнем, ошпарить кипятком, задушить угаром. Крестьяне раньше никогда не ходили в баню по одному, даже днем, не говоря уже о позднем вечере. Собираясь приготовить баню, крестьяне входили в нее боязливо, с замиранием сердца. Банник, как правило, появлялся неожиданно, заставая всех моющихся и парящихся врасплох.

Существует поверье, что иногда «на легкий банный пар» к баннику в баню заглядывают его друзья, разного рода черти, лешие и др. Многовековая вера в существование банника, знакомство с его добрыми проделками и злыми делами породили у некоторых народов двоякое к нему отношение. Так, на русском Севере крестьяне утверждают: «Нет злее банника, да нет его добрее». Он часто защищает гонимых, преследуемых, убогих... В народе существует поверье, что банник может предсказывать судьбу гадающим. Особенно охотно он это делает в Святки (с 7 по 19 января). Девушки в эти дни гадали о суженом. Но наиболее верный способ гадания о суженом — это гадание в бане в ночь под Новый год с помощью зеркала. Гадание в бане считалось делом небезопасным: банник может, если его прогневить, наслать «всякие сыпи и чирья на тело, а злой недуг внутро». Если же банник в хорошем расположении духа и если не нарушать его запреты, то он может не только предсказать будущее, но и повлиять на судьбу в желательном для гадающего направлении.

С баней связан и «банник» — хлеб, которым мать невесты благословляет к венцу молодых: хлеб, соль, жареная птица (чаще всего курица) и два полных столовых прибора — все это укладывается в скатерть, зашивается нитками и передается свахе. На другой день сваха расшивает скатерть и по выходе молодых из бани угощает их содержимым скатерти. Едят эту пишу супруги одни, без постороннего присутствия.